Аналитическое и прогностическое обоснование
программы развития школы
3.1. Анализ влияния внешней среды на деятельность образовательного учреждения и прогноз тенденций изменения социальной среды.
Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:
- удаленностью от крупных культурных центров;
- несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения.
Экономическая ситуация
+ |
- |
СПК «ВязовоГайский» |
|
Близость к городу Хвалынск Саратовской области |
|
Наличие у большинства населения ЛПХ |
Низкая оплата труда |
Близость железной дороги федерального значения (станция «Вязовый Гай») |
|
возможности |
угрозы |
Воспитание трудолюбия, связь с живой природой |
20% родителей едут на работу за пределы села |
|
|
Социальная ситуация
+ |
- |
Национальный ученический коллектив |
Наличие неблагополучной семьи, неполной семьи |
Расположение в одном здании со школой детского сада |
Недостаточное количество кружков, клубов в Вязовогайском сельском доме культуры |
возможности |
угрозы |
Воспитание толерантности |
Снижение уровня учебной мотивации |
Развитие читательского интереса |
|
Предполагаемые изменения ситуации во внешней среде:
· демографическая ситуация
прогноз на ближайшие годы:
2011 – 2012 - 22 детей в возрасте от 0 до 15 лет
2012 – 2013 – 16
2013 – 2014 – 12
2014 – 2015 - 11
- привлечение родительского ресурса во все сферы обучения и воспитания.
- обучение ИКТ жителей с. Вязовый Гай без финансовых обязательств.
3.2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование.
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъектов, участвующих в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению:
• государство (Россия, Ульяновская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;
• учащиеся;
• их родители;
• педагогическое сообщество.
С точки зрения государства, к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
• оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
• усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;
• обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
• совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;
• информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
• возможность получения ребенком качественного основного общего образования;
• качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения среднего и начального профессионального образования;
• интересный досуг детей; а также создавала условия для:
• удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
• формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
• сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
• было интересно учиться;
• имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
• была возможность получить качественное основное общее образование;
• имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
• создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
• улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
3.3. Анализ достижений школы, ее потенциала с точки зрения развития.
Кадры
+ |
- |
Стабильный педагогический коллектив |
|
Средний возраст педагогов – 45 лет |
70% учителей работают по традиционной системе |
Обновлённый состав администрации школы |
100% женщин-педагогов |
ИКТ-подготовку прошли 60% учителей и 100% членов администрации |
|
возможности |
угрозы |
Создание эффективных творческих групп |
Наличие сопротивления учителей нововведениям |
Сохранение традиций школы |
Низкая мотивация педагогов на участие в инновационной деятельности |
Налаживание внешних связей для решения разного рода вопросов |
|
Внедрение инновационной деятельности в управлении |
|
Повышение эффективности УВП |
Ученики
+ |
- |
60% учеников имеют высокий уровень мотивации к учебной деятельности |
10% учеников имеют низкую мотивацию к учебной деятельности |
|
5% учеников - сироты |
25% учеников охвачены дополнительным образованием |
5% учеников из «группы риска» |
возможности |
угрозы |
Введение индивидуальных образовательных программ |
Снижение успеваемости у учеников с низкой мотивацией к учебной деятельности |
Воспитание толерантности в ученических коллективах |
|
Стимулирование к успешности как учеников, так и учителей |
|
Развитие творческих способностей |
|
Организация научно-исследовательской, проектной деятельностей |
Родители
+ |
- |
5% семей – неполные |
5% многодетных семей |
90 % родителей регулярно посещают родительские собрания |
10% семей, в которых родители инвалиды |
30% родителей предлагают свою помощь в организации досуга детей |
10% родителей с высшим образованием, |
|
13% семей, где кто-то (а то и оба) из родителей - безработный |
возможности |
угрозы |
Воспитание трудолюбия в семье |
Низкий уровень доходов в семье |
Массовое привлечение родителей к организации УВП в школе |
|
3.4. Анализ и оценка достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ ОУ за предшествующий цикл развития.
3.4.1. Анализ выполнения программных мероприятий по направлению «Обновление содержания образования»
Основными показателями реализации данного направления являются конкретное программно – методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса, соответствующее целям, задачам и содержанию образования, заявленным в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089.