[Вязовогайская основная школа №1 ]

Концепция желаемого будущего состояния школы

4.1. Система ценностей ОУ, его философия, принципы жизнедеятельности.

    Существует острая потребность в образовательном учреждении на селе, которое смогло бы бережно хранить нравственные ценности, воспитывать в детях высокие духовные потребности, любовь и уважение  к прошлому своего села, своих земляков. Но наряду с этим одной из  главных задач школы является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение качества образования.

В интересах социального развития села необходимо, с одной стороны, естественная включённость учителей и обучающихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), а с другой стороны – включённость жителей в процесс образования детей и их социальной защиты через государственно- общественные формы управления.

Базовые ценности школы.

Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Ульяновской  области, села Вязовка, гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия.  Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.  Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития.  Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности.  Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

·         изучение и сохранение природы села. Экология как основной фактор воспитания экологического воспитания школьников;

Принципы жизнедеятельности «новой школы»:

·         принцип гуманизации является основополагающим, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие ученика.

·         Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников.

·         Принцип развивающего обучения предполагает применение методов творческой деятельности и использование новейших педагогических технологий.

·         Принцип целостности образования в школе понимается как единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся.

·         Принцип индивидуализации обучения и дифференциации предполагает повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.

·         Принцип культуросообразности предполагает опору в воспитании на культурные традиции села, учет исторического и литературного наследия среды обитания растущего человека, местные условия.

·         Принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности системы образования школы, наличие внутренних источников роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе.

·         Принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей школы, социума, родителей, подчинение интересов партнеров целям обновления и развития школы.

4.2. Миссия ОУ: функции по отношению к ученикам, персоналу, социуму.

Миссия школы состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором каждый ребёнок сможет найти свой путь к успеху в получении качественного и доступного образования и реализации собственного жизненного потенциала.

Наша школа для всех – мы даём возможность всем детям, приходящим к нам, воплотить в жизнь своё конституционное право на получение образования.

Наша школа для каждого – мы обеспечиваем особые условия обучения детям с ограничениями здоровья, детям из социально незащищённых семей, детям одарённым особыми талантами и способностями, детям с проблемами в обучении и воспитании.

Наша школа – социальный лифт – мы обеспечиваем социальное равенство детей в процессе получения школьного образования, а также возможность и потребность его продолжения.

Наша школа – знания и инновации – мы стремимся непрерывно обновлять содержание и методы обучения на основе взаимодействия с наукой, практикой, другими сферами образования.

Поэтому мы видим нашу школу школой реализованных возможностей, основным условием успешности которой является сочетание

-       высокого педагогического профессионализма учителей;

-       внутренней образовательной мотивации обучающихся, обусловленной эмоциональной привлекательностью процесса образования;

-       заинтересованности родителей обучающихся в социальном партнёрстве со школой.

4.3. Модель выпускника школы.

Модель выпускника начальной школы.

   Психолого-педагогический портрет: эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

·         Владение умением наблюдать объекты окружающего мира, соотносить результаты с целью наблюдения.

·         Способность проводить простейшие измерения разными способами, использовать соответствующие приборы, инструменты для решения практических задач.

·         Владение умением решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.

·         Владение умением работы с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия; умением построить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

·         Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации.

·         Умение пользоваться компьютером.

·         Владение умением выполнять инструкции, точно следовать образцу, простейшим алгоритмам.

·         Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебных задач.

·         Владение умением контроля и оценки деятельности группы и своей деятельности.

·         Владение умением учебного сотрудничества.

Личностные качества: учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия.

 

Задача педагогов школы – воспитать выпускника основной школы, обладающего следующими качествами:

·         готовность к жизни в  современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические   жизненные  цели и быть способным их достигать;

·         наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению  и развитию своего  физического, психического и нравственного здоровья;

·         способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;

·         коммуникативная культура, владение навыками делового общения,  простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

·         высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;

·         совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни,   умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;

·         способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;

·         адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль);

·         стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала).

Задача педагогов школы -   воспитать выпускника, обладающего   ключевыми, компетенциями   в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.

4.4. Концепция образовательной системы новой школы.

Основные направления работы воспитательной системы школы

Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.

Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире. Именно в досуговой внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.


Структура воспитательной системы.

1.Целенаправленность в воспитательной  работе.

Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса.

2.Основные методы воспитания.

а) Единые педагогические требования;

б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно  пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя;

в) Педагогическая  индивидуальная поддержка.

3. Школьная воспитывающая среда.

а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса;

б)  Организация ученического самоуправления;

в) Традиции школы.

4.Воспитание на уроке.

5.Система работы классного руководителя.

а) Согласованность воспитательных целей с общими;

б)  Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы;

в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки;

Содержание и организация процесса обучения.

1.Содержание и организация начального образования.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Социальная компетенция

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей,  как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа»,  «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Общекультурная компетенция

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Коммуникативная компетенция

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность  первичных навыков саморегуляции.

Учебный план, его инвариантная и вариантная части.

Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

·         гуманизации;

·         гуманитаризации;

·         оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов;

·         непрерывности и поступательности;

·         дифференциации;

·         интеграции;

·         культуросообразности.

Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:

·         история, чтение для формирования социальной компетенции;

·         язык и чтение для формирования коммуникативной компетенции;

·         музыка, изобразительное искусство и технология для формирования общекультурной компетенции;

·         физическая культура и ОБЖ для формирования социальной компетенции

·         все учебные предметы для формирования общекультурной компетенции.  

Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих УМК:

УМК «Школа России»;

Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

·         формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

·         овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества;

·         в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы:

·         приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

·         методы диалога;

·         приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

·         игровые методы;